В честь Воздвижения Креста Господня, основано в 1617 г. в Луцке (см. также в статьях Луцкий Братский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь, Луцкая (Волынская) епархия). Комплекс зданий Л. б. находился недалеко от Окольного замка, в районе, который соединял замок с пригородами (ныне участок, прилегающий к пл. Братский Мост).
В правосл. Луцко-Острожской и Пинско-Туровской епархиях (а также в юж. части Киевской епархии) к нач. XVII в. братств не было, очевидно, из-за позиции местных епископов, особенно Луцко-Острожского еп. Кирилла (Терлецкого), к-рый недоброжелательно относился к братскому движению. Кн. Константин Константинович Острожский, поддерживавший мирянское движение в Киевской епархии, основал церковное братство в г. Тарнополь (ныне Тернополь), но в своих многочисленных волынских имениях (в церковном отношении подчинялись Луцко-Острожскому епископу) братства не учредил. (Католич. братства на Волыни также появились намного позже в сравнении с др. укр. землями: в Луцко-Брестской римско-католич. епархии 1-е братство возникло в 1600 - Ружанцовое братство при костеле в Россоше, 2-е появилось в 1614 в Межириче-Подляшском, в сер. XVII в. возникли братства в Бранске, в Беле-Подляшской, в Кодне, в Береге, во Ферлеево и в Луцке. В Луцке католич. союз мирян появился позже православного - в 30-х гг. XVII в.)
Возникновение 1-го братства в правосл. Луцкой епархии связано с обострением межконфессиональных отношений в результате заключения Брестской унии 1596 г. После отпадения в унию еп. Кирилла (Терлецкого), одного из главных ее организаторов, православные искали способы самоорганизации. Учреждение Л. б. принято относить к 1617 г. на основании даты, приведенной в 1-м списке братчиков («Каталог, или Реестр, собранных обще имен братий еже о Христе, обретающихся в граде Луцком, и проча благородных живущих окрест сынов восточного православия»). Важным является свидетельство завещания одного из основателей братства, схимника Григория (Микулича), от 23 авг. 1617 г., в к-ром говорится о незавершенном «фундовании» орг-ции. Схимник Григорий завещал Л. б. книги, иконы, ризы и др. В дарственной братству мещанина М. Бабича от 22 нояб. 1619 г. говорится о церковном братстве греч. Православия, к-рое «теперь ново за лаской и благословенством Божьим» возникло. (Делались попытки датировать Л. б. более ранним временем на основании письма члена Виленского братства Св. Троицы свящ. Григория Ждановича от 13 февр. 1603, в к-ром фигурируют луцкие мещане Емельян, Михаил, Богдан, Игнатий и местный протопоп, названные «братья мои чесные Иоаннове», «чесная братья», «братолюбии». Однако на основании этих слов невозможно сделать однозначный вывод о существовании в 1603 братства при луцком соборе св. ап. Иоанна.)
В «Каталоге...» приведены имена лиц, духовных и светских, которые, очевидно, первыми вписались в новообразованное Л. б.: бывш. игум. Чернчицкого Преображенского монастыря схимник Григорий (Герасим) (Микулич) - ктитор братства, дмитриевский свящ. Моисей Илькович-Соловицкий, вознесенский (яровицкий) свящ. Иоанн Федорович, игумен Чернчицкого монастыря Исаакий (Борискович; впосл. епископ Луцкий), клирик храма св. Иоанна Богослова иером. Паисий Мостицкий, чернчицкий свящ. Иоанн Горяинович, тростянецкий свящ. Гавриил (храм Св. Троицы в с. Тростянец Луцкого повета). Затем приведены 5 имен шляхтичей и еще 2 имени. 1 сент. 1619 г. члены Л. б. (47 чел.), не находившиеся постоянно в Луцке: шляхтичи, архимандрит и иеромонах с Волыни и Киевщины, доверили «дозор и працу» в братстве луцким мещанам.
Кор. Сигизмунд III дал Л. б. 2 привилея. 20 февр. 1619 г. мещанам Луцка было разрешено создать братство милосердия с госпиталем и со школой, предусматривалась возможность возведения церкви. В документе от 14 янв. 1620 г. описаны предпосылки учреждения Л. б.: необходимость восстановления госпиталя, уничтоженного пожаром, униженное положение правосл. Церкви, желание шляхты и простонародья Луцка иметь братство милосердия, намерение построить церковь, создать школу и др.
Первая братская ц. в честь Воздвижения Креста Господня была деревянной, деревянными также были госпиталь и школа. В 1624 г. в братском храме был создан луцкий Братский Крестовоздвиженский муж. мон-рь. В дарственной записи братству киевской подчашей Галшки (Елизаветы) Гулевич от 20 янв. 1634 г., передавшей Л. б. 1 тыс. злотых, речь шла о построении каменной церкви. В др. источниках 1634 г. говорится об уже действующем каменном храме. Каменная церковь, построенная в 1634 г., простояла до кон. XVIII в., после чего была перестроена. В Братском мон-ре хранились частицы мощей вмц. Варвары. Мощи в 1674 г. были похищены местными евреями и осквернены, что привело к конфликту и судебным разбирательствам. После их осквернения наблюдалось чудо, о котором помнили в XVIII в.
В «Описи прав, привилегий и разных дел Луцкого братства» (1627-1654) в составе «Луцкого сборника» (содержит архив Л. б.; изд.: Памятники, издаваемые Временной комиссией для разбора древних актов. К., 18482. Т. 1. Отд. 1) помещен подробный перечень икон, утвари и облачений, находившихся в Крестовоздвиженском храме. В «Описи...» также приведен перечень - «Книги, в церковь пожертвованныя и за деньги братския купленныя» (ок. 60 рукописей и печатных книг). В братской б-ке хранились преимущественно богослужебные книги (неск. Евангелий разных типографий, Апостол, Псалтирь, Трефологион, Триоди, Ирмологиони, Октоих, стрятинский Служебник, острожский Требник, киевский Часослов, киевский Служебник), имелись Острожская Библия, Беседы апостольские, виленское Учительное Евангелие, Маргарит, неск. грамматик и др. Представлены полемические антиуниат. сочинения: «Письмо Мелетия Пигаса к Ипатию Потию» (Дермань, 1605), «Апокрисис» Христофора Филалета, «Книга о постничестве Василия Великого». Помимо кириллических изданий были иноязычные: «Тестамент греческий с латинским», Катехизис латинский с польским, Псалтирь латинская, Грамматика греческая, латинская Грамматика, Тестамент новый латинский, 2 книги лат. проповедей и др. В б-ке имелись рукописи: Диоптра, труды Исаака Сирина и Анастасия Синаита, «Толкование на Евангелие от Матфея» Феофилакта Болгарского. В 1633-1640 гг. братским библиотекарем являлся Филарет Городельский.
Определяющим для становления Л. б. следует считать 1620 год, когда Иерусалимский патриарх Феофан IV, находясь в Киеве, дал организации своей грамотой от 20 июня патриаршую ставропигию от имени К-польского патриарха Тимофея и других патриархов (в грамоте нет ссылки на ставропигиальные Львовское и Виленское братства, к-рые находились с кон. XVI в. во главе братского движения). Инициатива получения ставропигии исходила от игумена Чернчицкого мон-ря Исаакия (Борисковича) (в янв. 1621 хиротонисан во епископа Луцкого и Острожского), к-рый назван александрийским протосинкеллом. В грамоте обозначены права и обязанности братства: свобода от власти местных епископов, братский священник должен поминать патриарха на всех литургиях и литиях. Утверждалась определенная (четко не очерченная) независимость братского священника от местного епископа. В 1623 г. К-польский патриарх Кирилл I Лукарис дал 2 грамоты Л. б. В 1-м документе повторены основные положения грамоты патриарха Феофана, братству предоставлялось право возвести церковь и установить кресты на 4 сторонах храма во свидетельство ставропигиального статуса. Вторая грамота утвердила братский устав («Порядок церковного братства»). В отличие от уставов др. ставропигиальных братств (напр., Львовского) Луцкий устав не содержал четких норм ставропигии, ставропигиальные права Л. б. были ограниченными. В отличие от Львовской и Виленской ставропигий Л. б. не получило права печатания книг.
1 марта 1632 г. Киевский митр. Исаия (Копинский) в письме к младшим членам Л. б. подтвердил их права. Из источника следует, что при старшем братстве уже действовало младшее; митрополит утвердил патронат старшего братства над младшим. Письмо содержит призывы к соблюдению христ. морали, к стойкости в Православии, к обучению Божиим заповедям, к поддержке братской школы. Уделял внимание Л. б. и Киевский митр. Петр (Могила), в 1636 г. подтвердивший права орг-ции и разрешивший ей содержать школу. Письмом от 4 апр. 1633 г. Петр (Могила) пригласил луцких братчиков во Львов на его хиротонию. 24 июня 1640 г. митрополит позвал членов Л. б. в Киев на Собор. 8 сент. 1657 г. Луцкий еп. Дионисий (Балабан-Тукальский) подтвердил ставропигиальные права братства, позволил братству выбирать игумена Братского мон-ря. Известно неск. распоряжений об уставе братства Луцко-Острожского еп. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (в частности, он подтвердил выборность игумена Братского мон-ря, утвердил выборы).
Устав Л. б., утвержденный патриархом Кириллом Лукарисом в 1623 г., состоит из 18 статей. Первые 12 статей регулируют внутреннюю жизнь союза мирян: вступление в члены братства, нормы христ. морали и наказания за их нарушение, порядок созыва собраний братства, взаимопомощь членов союза, полномочия четверки старших братьев, порядок учета доходов и расходов, ежегодные отчеты старшины, образовательные и воспитательные мероприятия. Статьи 13-16 касаются организации похорон братчиков и поминальных практик. Нормы поминальной практики дублируют за небольшими исключениями соответствующие положения устава Львовского братства. В 6-й ст. среди благотворительных обязанностей братства упоминаются похороны «странных и убогих», в 13-й ст. изложены обязанности братчиков относительно похорон членов Л. б. Ст. 14 регламентирует заупокойные литургии после смерти братчика и участие в них братства: в течение года предполагалось служить 2 «братские» заупокойные литургии с участием всех членов братства, за непосещение предусматривалось наказание. Две обязательные литургии были заздравными. В ст. 15 регулируется внесение имен в помянник: в нем могут быть записаны все члены Л. б. независимо от социального положения («так простый, яко и состояния шляхецкого»). Помянник должен зачитываться целиком на «задушных» литургиях и во время Великого поста в конце каждой утрени и вечерни. Во время Великого поста читать помянник должен братский священник. В ст. 17 приведены требования относительно украшения храма и содержания проповедника и школы (статья такого рода присутствует в уставе только Л. б.). В ст. 18 изложены требования к братскому священнику: он должен быть «дбалый (заботливый) и чулый (чуткий)»; братчики должны его уважать и во всем слушаться, небрежного и не знающего Свящ. Писания иерея они терпеть не должны. Л. б. имело право предложить нерадивому священнику оставить служение в братском храме и уступить место более достойному, при условии благословения архиерея (единственное упоминание епископа в уставе), увольнять иерея братство права не имело. Братский священник в луцком уставе упоминается чаще, чем в уставе Львовского братства. Священник Л. б. имел право заседать на собрании вместе с 4 старшими братьями, участвовать в распределении среди них обязанностей, оповещать членов об-ва и принимать участие в приеме в члены братства. Нарушителя норм христ. общежития священник должен был объявлять на собрании всех членов братства. В ст. 11 предписано таких нарушителей исключать из Л. б.
В «Луцком сборнике» приведено среди проч. текстов соч. «Советование о благочестии» (1621), основанное на решениях Собора, прошедшего в Киеве под рук. митр. Иова (Борецкого) в 1621 г., и содержащее программу устроения церковной жизни. В «Советовании...», в частности, говорится о высокой миссии духовенства, об ответственности духовенства перед мирянами. В 1628 г. в Луцке был издан написанный братчиками «Лямент...» на смерть почитаемого луцкого братского свящ. Иоанна Василевича. Он ежедневно служил литургии, по ночам читал акафисты Пресв. Богородице, занимался больными в братском госпитале, заботился о братской школе, помогал пострадавшим во время эпидемии и др.
В составе «Луцкого сборника» сохранилась значительная часть архива Л. б.: копии грамот и посланий, решения собраний братчиков, итоги выборов старших членов братства, реестры братского имущества и др. В «Луцком сборнике» содержится инструкция «Порядок проведения братских собраний», которая дополняет устав 1623 г., датируется 1-й пол. 20-х гг. XVII в. Кроме указания на то, что общие собрания братства должны проводиться в братском доме, отмечено, что при открытии собрания должен присутствовать братский священник. В составе «Луцкого сборника» имеются сведения о собраниях Л. б. 24 апр. 1655 г. состоялось собрание братчиков в Крестовоздвиженском мон-ре «на обыкновенном месте». 8 присутствующих, в т. ч. 2 духовных лица (свящ. Савва и игум. Лука), избрали 4 старших братства: Павла Силяву, Василия Сухановича, Федора Сезоновича и Федора Влостовского. Собрания состоялись также 12, 19 апр. 1657 г., 22 апр. 1677 г., 28 сент. 1686 г., 15 сент. 1695 г. Как правило, на собраниях заслушивались хозяйственно-финансовые отчеты. Протоколы писались первоначально кириллицей, во 2-й пол. XVII в.- латиницей.
Важным источником по истории Л. б. является братский синодик, второй по времени появления в Западнорусской митрополии (более ранний - синодик Львовского братства). Он был начат одновременно с образованием Л. б., первые записи датированы 1618 г. Сохранившийся синодик был переписан с оригинала в 1677 г. иером. Братского мон-ря Иеремией (Савицким-Базавлуцким), позднее в него вносились новые имена. На титульном листе памятника помещен герб Л. б.- в центре орнаментированного круга крест опирается на полумесяц, стилизованный под живое существо. Первую часть помянника составляет перечень имен духовных и светских лиц за 1618-1676 гг., 2-я ч.- более поздний синодик духовных лиц, 3-я ч.- синодик светских лиц. Последняя запись сделана в 1787 г. (семья Марии Томашевской) с подписью прот. Григория Корпановского. Общее число вписанных в помянник - более 350 чел. (176 имен простолюдинов, более 100 имен духовенства, 87 имен шляхтичей). Датированные записи составляют 65%, большинство из них относится к XVII в. В помяннике сер. XVII в. записаны ок. 180 членов братства - клирики и горожане Луцка и др. городов (на укр., белорус., венг. землях). В записях отразились связи с Запорожской Сечью. Неожиданным выглядит в синодике имя Луцкого римско-католического еп. Александра, основателя лат. семинарии (1715).
Благотворительная деятельность братства заключалась в попечении о нищих и о братском госпитале (в братском синодике записаны имена госпитальных «бабок», работниц Екатерины и Прасковьи Грицихи). Наиболее раннее упоминание братского госпиталя относится к 1621 г., когда обитатели заведения защитились от напавших на госпиталь католиков. 11 дек. 1645 г. кор. Владислав IV, позволив греч. дворянину Александру Мозелле сделать значительный вклад в пользу братства, утвердил братский госпиталь, который предполагалось построить на новом месте («Зубцевском грунте»). Среди др. благотворительных мероприятий Л. б. в документах зафиксированы сбор милостыни, воспитание сирот, попечение об убогих, похороны «посторонних» лиц и др.
Деятельность братской школы определялась 2 школьными уставами, к-рые датируются 20-ми гг. XVII в. Первый имеет 12 статей без предисловий и комментариев. 2-й устав состоит из 20 статей с коротким предисловием и послесловием, он был утвержден патриархом Кириллом Лукарисом и Киевским митр. Иовом (Борецким). В 1-м уставе луцкая школа названа «греко-латино-словенской», во 2-м - школой греч. и рус. языков. В обоих уставах провозглашаются приверженность Православию и всесословность братской школы. Школьная программа (во 2-м уставе) предусматривала первоначальное обучение чтению и письму, арифметике и церковному пению. В качестве учебников упоминаются Псалтирь и грамматика, Евангелие, Апостол, книги пророков, творения св. отцов, сочинения философов и поэтов, труды историков и др. произведения. Старшие ученики изучали риторику и диалектику. Второй устав предполагает изучение в школе греч. языка, лат. язык, очевидно, не изучался. Программа обучения в луцкой школе была близкой к программе львовской школы.
В Луцке было хорошо поставлено пение, ученики и учителя писали стихи. Так, в изданном в 1628 г. «Ляменте...» помещены «Трен нищих спудеєв школы братской луцкой». С братской школой были связаны Иван Карпович, автор «Элегии» в «Ляменте...», и луцкий мещанин Степан Полумеркович, автор стихотворения на смерть Василисы Яцковны. Ректор школы и учителя назначались игуменом Братского монастыря из числа насельников обители. Упоминаются учителя школы: иером. Елисей (Иолковский) (ректор школы в 1628, композитор), иером. Павел (Босинский) (упом. в 1634), преподаватель риторики, философии и математики игум. Августин (Славинский) (сер. XVII в.).
Книгопечатание появилось в Луцке в связи с переездом сюда странствующего печатника Павла Домжив-Лютковича Телицы. Считается, что он вместе с печатником Сильвестром издал «Лямент по отцу Иоанну Василевичу» (1628). Отредактировал книгу монах Братского мон-ря Давид Андреевич. Я. Д. Исаевич писал, что странствующий печатник Сильвестр в 1635 г. подарил Л. б. и мон-рю свою типографию. 26 нояб. 1635 г. шляхтич Д. Урсул-Радецкий жаловался на игумена Братского монастыря Неофита за перевозку типографии и книг из Спасского монастыря в слободе Чёрной (близ Клевани) в Луцк. В 1640 г. Братский монастырь выпустил книгу «Апостолы и Евангелия», перепечатав ее с более раннего издания Домжив-Лютковича и Сильвестра.
В деятельности Л. б. время от основания до 1648 г. считается периодом наивысшего подъема. В братстве была широко представлена богатая и влиятельная правосл. шляхта, к-рая проводила свои решения на уездных сеймиках, поддерживала братство материально. В этот период к братству принадлежало не меньше 76 светских лиц, среди к-рых были представители 4 княжеских родов (Пузыны, Воронецкие, Курцевичи и Святополк-Четвертинские) и 55 шляхетских семей. 9 чел. принадлежали к роду Гулевичей, 3 - к роду Зубцевских, по 2 чел.- из семей Боговитинов, Гуляницких, Древинских, Еловицких, Кульчицких, Смиковских, Ушак-Куликовских. Ключевую роль в создании и ранней истории Л. б. сыграл владимирский подкоморий кн. Юрий Пузына. Среди членов Л. б. в этот период были: волынский подстолий Кшиштоф Еловицкий, волынский чашник Лаврентий Древинский, луцкий подсудок Михаил Гулевич-Воютинский, луцкий войт Андрей Загоровский, кременецкий подсудок Григорий Ушак-Куликовский и др. Участие в шляхетских сеймиках, подача протестаций и жалоб на преследование православных говорят о функции братства, не прописанной в уставе,- общественно-политической деятельности (этим правосл. братства отличались от католических и более поздних униат. мирянских организаций).
Важнейшей сферой деятельности Л. б. в 1-й пол. XVII в. было противодействие распространению унии и католицизма, наиболее активно действовали члены братства Л. Древинский, И. Курцевич (см. Иосиф (Курцевич)), С. Гулевич-Воютинский и др. При участии названных братчиков были проведены политические акции в защиту Православия (выступления на сеймах, обструкция униатов на волынских сеймиках, защита церквей и мон-рей). В 20-х гг. XVII в. православные отбили неск. нападений католиков на Братский мон-рь и госпиталь. В 1627 г. произошло столкновение с иезуитами возле мон-ря. Конфликты продолжались и позднее: в 1634 г. члены братства Юрий и Михаил Пузыны составили протестацию в связи с погромом Братского Крестовоздвиженского мон-ря. В 1639 и 1644 гг. нападения повторились.
С 1619 г. горожане и шляхта делали вклады в пользу братства. К 1648 г. Л. б. получило в качестве пожертвований ок. 100 тыс. злотых. Наиболее крупным был вклад грека Мозеллы - 72 830 злотых (известны вклады также от 44 шляхтичей). В Луцке братство владело 5 дворами, несколькими каменными зданиями, «грунтами» (Сасковский, Кандибовский, Богушевский, Войтеховский, Божковичовский, Зубцевский), двором в Бродах. Л. б. принадлежали части имений в селах Луцкого повета (Дроздни, Семеренки, Гудчий Брод). Братский мон-рь также имел владения, в нек-рых случаях невозможно отделить имущество мон-ря от имущества братства. Деньги расходовались на построение храма и на его нужды, на содержание госпиталя, школы, поддержку бедных, в т. ч. за пределами братства. Значительное место в деятельности Л. б. в этот период занимали хозяйственные операции: кредитные, операции с недвижимостью. Учет доходов и расходов Л. б. вел один из монахов Братского мон-ря. На годовых общих собраниях финансовый отчет о деятельности Л. б. предоставлял игумен, в ведении к-рого находились деньги братства. Управление имениями, денежные и торговые операции осуществляли миряне - члены Л. б. В этот период в Л. б. имели место конфликты коррупционного характера. В 1640 г. Древинский заявил о том, что сделанное им в 1632 г. пожертвование на братскую школу (50 злотых) туда не поступило. В 1639-1643 гг. преподаватель братской школы свящ. Павел Грановский не получал платы (100 злотых в год) и подал жалобу на братчиков в суд.
Во время восстания под рук. Б. М. Хмельницкого униат Александр Мокосий-Дениско, мон. Дерманского мон-ря, перешел в Православие. Осенью 1648 г. при поддержке казацкого войска он вернул в Православие храмы в Кременце. Благодаря поддержке волынской шляхты Мокосий-Дениско стал игуменом луцкого Братского мон-ря. 1 февр. 1650 г. он вернул в Православие Жидичинский мон-рь, контролировал др. институты правосл. Церкви. Некоторые из волынских шляхтичей - ктиторы Л. б. боролись против восставшего казачества в польск. войске. Кн. Ю. Пузына в 1648 г., находясь в осажденном казаками Замостье, написал завещание, в котором засвидетельствовал свою верность Л. б. и просил похоронить его в братской церкви.
В 60-х гг. XVII в. число мирян - членов Л. б. сократилось, но роль братства в православном развитии края не уменьшилась. С 1677 г. до избрания епископом в 1695 г. среди братских старост упоминается киевский подвоевода Дмитрий Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий)). В 1677-1686 гг. братскими провизорами были адвокат Томаш Гуляницкий и брацлавский казначей Богдан Братковский. До кон. XVII в. среди руководителей Л. б. фигурируют князья Андрей и Юрий Пузыны, Федор Ушак-Куликовский и Александр Балабан. Церковно-политическую деятельность по поручению Л. б. вели кн. Вацлав Святополк-Четвертинский, подчаший Даниил Братковский, Андрей Гулевич. Поддерживали в эти годы братство земский судья Ян Мокосий-Дениско, подкоморий Владимир Гулевич.
В 1648-1702 гг. по завещаниям волынских шляхтичей Л. б. получило большие пожертвования - 23 795 злотых, 2 двора и плац. Среди самых щедрых жертвователей - Александр Жабокрицкий (1652), Юрий Пузына (1648), Павел Русинович (1651), Вацлав Черчицкий (1661), Федор Святополк-Четвертинский (1664), Самойло Фляка (1667). Л. б. вело судебные дела с потомками ряда жертвователей, которые не хотели мириться с щедростью своих родственников. В 70-90-х гг. XVII в. братство имело значительный доход от финансовых операций, преимущественно с представителями луцкого евр. кагала.
Во 2-й пол. XVII в. Л. б. продолжало антиуниат. деятельность. 9 дек. 1679 г. 32 члена братства (князья Андрей и Юрий Пузыны, Томаш Гуляницкий, Александр Балабан, Федор Ушак-Куликовский и др.) подписали заявление о том, что они не будут заключать соглашения, к-рые могут навредить правосл. Церкви. В результате было сорвано планировавшееся правительством и католиками Люблинское совещание, на котором предполагалось заключить новую унию. На сейме в 1699 г. Д. Братковский добивался соблюдения прав православных. 22 дек. 1699 г. была подписана «протестация 54», которая сыграла заметную роль в акциях правосл. сообщества. Благодаря решительной позиции братчиков Афанасий (Шумлянский) подтвердил права и привилегии братства, что отсрочило окончательный переход Луцко-Острожской епархии в унию.
Начало перехода Л. б. в унию связывают с обращением в унию в 1702 г. еп. Дионисия (Жабокрицкого), бывш. активного братчика. Избрание Луцким епископом в 1687 г. тайного сторонника унии Афанасия (Шумлянского) поддержал игумен Братского мон-ря Иов (Кондзелевич). В 1713 г., во время переизбрания провизоров братства, об изменении статуса мирянской организации речь еще не шла. Офиц. переход Л. б. в униат. Церковь совершился при Луцком униат. еп. Иосифе Выговском (1713-1730), в начале его управления епархией. Униат. период отмечен упадком Л. б. По сообщениям в визитацийных протоколах Братского мон-ря 1763-1764 гг. Л. б. прекратило существование в 1730 г. в результате «изменения обряда», т. е. перехода его активных членов в римо-католицизм. (В 1730 братскую организацию постиг финансовый кризис в результате действий провизора Михаила Балабана, ущерб оценивался в неск. тыс. злотых.) В 1730 г. братчики передали печатный шрифт почаевским василианам. В 1702-1730 гг. среди провизоров братства упоминаются Самойло Выговский, Ян Гулевич, Даниил Куликовский, Якуб Гуляницкий и Михаил Балабан - представители мелкой шляхты Волыни. Официально о прекращении деятельности Л. б. не было объявлено. В 1732 г. Л. б. упоминается в актах как существующее учреждение. Его делами продолжал заниматься Братский мон-рь, теперь уже униатский. До сер. XVIII в. делались записи в братском помяннике.
Правосл. Л. б. было возобновлено 2 февр. 1871 г., ему вернули Крестовоздвиженский храм в Луцке, который подвергся разрушениям и перестройке. Братчики находились в ведении архиепископа Волынского и Житомирского, в 1892 г. был утвержден устав братства. Членами братства являлись в основном служащие Луцка, хотя было и неск. духовных лиц. Почетными членами братства были прав. Иоанн Кронштадтский и сщмч. Фаддей (Успенский), еп. Владимир-Волынский. Л. б. должно было осуществлять благотворительную деятельность на пользу всей епархии. Отдельное положение устава предписывало ведение братского синодика (в память о древнем братстве), его должны были зачитывать трижды в год на поминальных службах. До начала первой мировой войны братство приступило к восстановлению Крестовоздвиженского храма, комплектованию б-ки, был создан приют для бедных и сирот.
В нач. 20-х гг. ХХ в., когда Луцк вошел в состав Польши, Л. б. продолжило свое существование. В тот период оно развивалось в составе организованной в 1924 г. Польской автокефальной Православной Церкви и подчинялось настоятелю луцкого собора Св. Троицы. В 1926 г. братство сблизилось с укр. учреждениями Луцка. С 1929 г. в совет братства входили представители укр. интеллигенции города. В 1931 г. была установлена гос. опека над братством. В 1935 г. был утвержден устав Л. б. (на польск. языке), отразивший компромисс между укр. организациями и Польским гос-вом. Устав благословил Волынский и Кременецкий архиеп. Алексий (Громадский).